Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times
Размер шрифта
A A A
Интервал между буквами
Нормальный Увеличенный Большой
Изображения:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 49»
  • г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 36/4
  • +7 (863) 2747392
  • olenenok-49@yandex.ru
Наша жизнь
Cведения об образовательной организации

Орлята-дошколята

Программа "Орлята - дошколята" апробируется в образовательных учреждениях страны.

«Орлята-дошколята» – это один из содержательных модулей программы «Орлята России», направленный на развитие начал социальной активности детей старшего дошкольного возраста и решение задачи преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.


В 2024 году методические рекомендации «Орлята-дошколята» стали доступными для использования дошкольным образовательным организациям страны. При создании методических рекомендаций были учтены требования, предъявляемые к содержанию деятельности детских садов ФОП ДО и ФГОС ДО. А также сохранены основные ценности программы «Орлята России»: Родина, семья, спорт и здоровье, познание, природа, команда.

Внедрение рекомендаций начинается с этапа знакомства с ними педагогического коллектива, активного включения родителей в планирование совместной деятельности в учебном году.

«Сейчас идёт активное знакомство детских садов с предлагаемой программой "Орлята-дошколята". Первый этап состоит из двух частей – погружение педагогического коллектива в подробности методического материала, ознакомление с рекомендациями по их включению в систему работы детского сада.

Вторым шагом является активное включение родителей в совместную деятельность. Взрослые договариваются о том, как они будут взаимодействовать в связке "ребёнок-родитель-педагог" и планируют события, которые будут проходить в рамках предложенных направлений в подготовительных группах», – сказала Ольга Шевердина,

старший методист отдела обеспечения реализации программы «Орлята России».


На данный момент специалисты программы «Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» проводят консультации с детскими садами из различных регионов Российской Федерации для помощи по включению методических рекомендаций в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Ознакомиться с материалами можно на официальном сайте «Орлят России»

Орлята России в контексте дошкольного воспитания МАДОУ № 49

«Орлята России» - всероссийская программа социальной активности детей. Она была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана Всероссийским детским центром «Орлёнок» и Российским движением детей и молодежи «Движение первых» https://orlyatarussia.ru/. 

6 декабря 2023 года Сергей Кравцов на заседании Наблюдательного совета Движения первых под председательством Президента Владимира Путина выступил с предложением масштабировать проект «Орлята России» на дошкольный возраст.

 Проект соответствует приоритетным задачам Российской Федерации в сфере воспитания детей (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.). А также приоритетным направлениям государственной политики РФ в сфере образования и воспитания. В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» под воспитанием понимается «..деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Актуальность проекта «Орлята России» обусловлена Федеральным законом от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». Закон предусматривает проведение воспитательной работы с участниками движения, стать которыми могут дети, родители и их наставники. При этом под социальной активностью детей, опираясь на определения В.Г. Маралова и В.А. Ситарова, следует понимать активность личности ребёнка (в частности дошкольника), его способность включаться в специфическую для данного возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности.

Опираясь на вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что необходимо создавать детское движение, уже начиная с дошкольного возраста. Погружение в данную тему, поиск необходимой литературы показали, что в дошкольных организациях не используется такая форма для развития социальной активности старших дошкольников в процессе патриотического воспитания как «Детское движение».

Под детским движением мы понимаем, что это становление различных групп, объединений, в которых консолидируются дети, дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений. Детское движение способствует самовыражению, самоопределению и социализации личности ребенка. В детском движении ребенок приобретает социальный опыт общения и деятельности.

В нашем детском саду работа по данной теме была начата с адаптации программы «Орлята России» для старшего дошкольного возраста. 

Целевую группу  составили дети от 6 до 7 лет, т.к. это будущие первоклассники, которые в перспективе в школе вольются в проект «Орлята России» в рамках Всероссийского движения детей и молодёжи «Движение первых».

Для этого была определена цель - развитие у старших дошкольников социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых ценностей, воспитания любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Создать условия для реализации ознакомления старших дошкольников с программой "Орлята России".
  2. Провести мероприятия по 7 направлениям, включая  посвящение дошкольников в «Орлята-дошколята» («Орлята России»).
  3. Организовать сетевое взаимодействие с социальными партнерами школой № 107 и гимназией № 118.

В реализации направления «Орлята-дошколята» был сделан акцент на направления программы:

1. «Орлёнок - Эрудит»: интеллектуальное развитие детей посредством познавательной и исследовательской деятельности.

  • Тематические викторины.
  • Творческие лаборатории.
  • Экскурсии и выставки.

2. «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»: воспитание любви и уважения к своей семье, малой родине, традициям и истории страны. 

Примерные рекомендуемые мероприятия:

  • Участие в создании музея (уголка) воинской Славы.
  • Акции  посвященные дню Победы.
  • Концерты для ветеранов.
  • Детский проект «Наши защитники».
  • Детско-родительские проекты «История моей семьи», «Моя Родина».

3. «Орлёнок - Мастер»: формирование любви к искусству и труду, развитие творческих способностей и эстетического вкуса. 

Примерные рекомендуемые мероприятия:

  • Организация творческих мастерских.
  • Изготовление народных игрушек.
  • Создание игрушек – самоделок.
  • Организация выставок «Народные промыслы.

4.  «Орлёнок - Лидер»: раскрытие в детях лидерских способностей и умения работать в команде. 

Примерные рекомендуемые мероприятия:

  • Дежурные в группе, поручение важных дел.
  • Проектная деятельность и защита проектов.

5. «Орлёнок - Спортсмен»: привитие интереса к спорту и формирование навыков здорового образа жизни.

Примерные рекомендуемые мероприятия:

  • Спортивные состязания.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.

6. «Орлёнок - Доброволец»: раскрытие в детях волонтёрского потенциала. Добровольцы - это помощники, люди, которые делают добрые дела бескорыстно, от всего сердца.

Примерные рекомендуемые мероприятия:

  • Помощь младшим дошкольникам в организации прогулки.
  • Демонстрация спектаклей, театров, музыкальных концертов, для младших дошкольников.
  • Организация акций («Корм для птиц», «Открытка пожилому человеку» и т. д.)

7. «Орлёнок - Эколог»: формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения к природе. Значимые качества направления, ценности: любовь, бережное отношение к природе родного края.

Примерные рекомендуемые мероприятия:

  • Акции «Сортировка мусора», «Вторичная переработка».
  • Проведение развлечений «Я берегу природу».
  • Изготовление кормушек.
  • Цветоводство и огород в детском саду.

В 2025 учебном году запланированы мероприятия с января по май в соответствии с рабочим планом реализации проекта.

Давайте вместе творить, расти и совершенствоваться - для нас самих и для детей, которых мы растим, учим и воспитываем!